02:37 

Про женские ролевые модели

fwrt
life is too short to be taken seriously
Очень часто спрашивают, зачем нужны женские ролевые модели в кино и фильмах, почему не надо делать "Как в жизни".

Этот вопрос задавала и Ольга Громыко, которую я очень люблю, и у которой - несмотря на все ее заверения, что она пишет "как в жизни", а не "как хотят феминистки" в книгах как раз очень разные ролевые модели, как мужские, так и женские, мир, дружба, жвачка и нежность, которых в жизни... ну скажем оптимистично - меньше. Это не значит, что она неосознанно пишет феминистически выверенную литературу. Ничего подобного - в ее книгах очень много и "приличные девочки на первом свидании не целуются", но зато через пару глав появляется приличная девочка, которая и целуется, и не только, и вообще пилот космического корабля. Есть, что выбрать, и как-то есть ощущение, что автор симпатизирует и той, и другой.

И такие книги нужны. И охотницы за привидениями нужны. И Тринити. И Никита. И много кто еще.
Как в свое время Вупи Голдберг нужна была темнокожая актриса, играющая не прислугу, а вполне себе важного персонажа, чтобы получить поддержку и пойти играть в кино.

Ну и вот простой момент - одна девочка много читает и смотрит фильмы, а вторая - очень привязана к маме и бабушке, много гуляет с подругами, читает только школьную программу и ту без интереса и с трудом.

И у одной - полная голова ролевых моделей, которые и не факт, что возможны были в современном автору обществе, или же часто там встречались, но дают определенные ценности - Алиса из зазеркалья, Алиса Кира Булычева, какая-нибудь Валькирия, Тринити из "Матрицы", Василиса Микулишна, Александра из "Гусарской Баллады" и прочие предприимчивые барышни (часто очень противоречивые, но тем не менее - активные и не так сильно зависящие от действий мужчин, как другие литературные героини). Когда эта девочка выходит из виртуального мира в реальный мир провинциального городка, тот кажется съехавшим с катушек. И она начинает искать живых женщин. И обнаруживает Ангелу Меркель, Валентину Терешкову, Дарью Домрачеву и Елизавету Вторую. И стеклянный потолок. И разницу в зарплатах.

Или не обнаруживает и просто идет своей дорогой, периодически, конечно, сталкиваясь, что "ой, ну вы девочки, даете" или "куда ты на каблах лезешь?", но игнорируя этот процесс.

И она видит, как вторая остается с мужем и детьми и боится выезжать даже на день из дома, потому что "мама-папа-бабушка-дедушка-троюродный дядя, как же они все без меня". Но для нее это - маленькая часть большого мира, в котором есть множество событий и разнообразный выбор.

А у второй - Машку из третьего подъезда бьют, ну куда ж деваться, а вот у Лены - хорошая семья, муж зарабатывает, она сидит дома уже со вторым, вот ведь повезло, и добрый такой, даже с сыном иногда гуляет, дочка, конечно, ему менее интересна, ох, что бы на ужин приготовить, кстати, девочкам на день рождения спа-вечеринку проведем, чтобы пришел аниматор и ноготочки всем накрасил, ты помни, дома жена главная, она же шея, главное, не показывай мужу, что ты умнее, и вот это вот все. А вот та, первая, конечно, молодец, но эгоистка, да и не женственная, ну и не женское это дело, да и кто, кроме тебя, за матерью-то присмотрит, та, наверное, бросит ее одну, ей только карьера важна.

Но вторая девочка время от времени вздыхает и в какой-то момент говорит, что своих детей она все же отправит учиться в большой город - потому что там перспективы. И - может быть - они ее тоже свозят куда-нибудь, где интересно.

И в результате новые ролевые модели постепенно оживают, становятся настоящими. Общество меняется, в нем появляется разнообразие и новые идеи, и новые книги, и новые фильмы.
Поэтому среди обилия литературы и кино на тему "косматый герой всех спас и походя соблазнил какую-то симпатичную герлу", "она жила скучную и неинтересную жизнь, а потом появился ОН" очень важны другие истории.

Адриана Имж

   

фем

главная